«Милый Руссо, ты нас слышишь?
Пропусти наш багаж без пошлины к небесным вратам.
Мы доставим тебе кисти, краски, холсты,
Чтобы свой священный досуг, озаряемый светом истины,
Ты посвятил живописи,
И чтобы, как когда-то меня, ты написал звездный лик».
(Гийом Аполлинер)
Анри́ Жюлье́н Фели́кс Руссо́ родился 21 мая 1844 года в городке Лаваль (департамент Майенн), в семье рабочего. После службы в армии устроился на работу на
французскую таможню. Живописью стал заниматься уже в зрелом возрасте, не имея соответствующего образования.
В 1886 году Руссо впервые показывает свои работы широкой публике, участвуя в «Выставке независимых». Мы ничего не знали бы о Руссо, если бы он жил до создания Салона Независимых, по той простой причине, что художественные круги в лице Салона с его старой академической традицией, принципиально и навсегда отвергли бы самоучку. Руссо не раз сталкивался с подобным подходом. Революционное значение Салона без жюри, каким явился Салон Независимых, в течение двадцати пяти лет выставлявший его новые работы и обеспечивший Руссо место в истории, потрясло его сознание так же, как и упадок академической традиции.
Уже при жизни в художественном сообществе Франции его высоко ценили за колористическое богатство работ и оригинальные сюжеты. Руссо часто рисует экзотические джунгли, которых он никогда в жизни не видел. Дальше Ботанического сада в Париже он нигде не бывал. Но именно этот сад стал для него источником фантазий, действовавших на него также сильно и таинственно, как действуют теперь на нас его картины. Художник умер от гангрены 2 сентября 1910 года в парижской больнице Неккера после того, как поранил себе ногу. Похоронили Руссо на кладбище для нищих, рядом с могилой стояло всего несколько верных его друзей.
Дочь художника после смерти отца разорвала и выбросила все его рисунки и картины, не считая их достойными: в их доме никогда не было картин Анри Руссо. И когда друг художника Делоне после смерти пришел к нему домой, чтобы забрать его рисунки и картины, он ничего не нашел, ни одного рисунка, ни одной картины. Все превратилось в пепел. Сохранились только газетные вырезки с рецензиями, которые художник тщательно подклеивал в свои записные книжки.
Буря в джунглях. 1891 г.
читать дальше